- Лоботрясы

Поиск
Перейти к контенту

Главное меню:

Статьи по моделизму

Читать в Яндекс.Подписках



    Ностальгия по "Белорусу"
Просмотров: 4229
     Всех нас рано или поздно посещают ностальгические воспоминания. Причем чем мы старше, тем этих воспоминаний становится больше (а-ля раньше все было лучше – и девки красивее, и я моложе, и всегда на полдвенадцатого.) Точно также ностальгия посещает и меня, особенно, если дело касается моделизма. Вот мой друг Igoryosha, например, даже написал целую статью о приятных воспоминаниях касаемо продукции NOVO и FROG того времени. Нечто подобное терзает и меня, но наиболее приятными воспоминаниями являются события, связанные с покупкой моего первого в жизни аэрографа. В узком кругу моделистов он широко известен как «Белорус». Что же это за зверь такой? Именно об этом пойдет речь в этой статье, но сначала, небольшой экскурс в историю стендового моделизма.
     Моделисты в СССР были далеко не такими избалованными как сейчас. Радовались тому что есть в наличии – моделям донецкого и бакинского завода игрушек, фрогу, ново. Очень круто, если у кого-то были ГДРовские пластикарты, или если кто-то «выездной» привезет из загнивающего запада некую буржуйскую модельную диковинку. Сотни мучеников лобзика и надфиля пилили из наших Як-ов и Ла-шек супостатовские мессеры и фоккеры, зачастую не имея ни чертежей, ни схем. Также тоскливо обстояло дело с покраской. Красили чем попало, или тем, кто что смог достать – масляными красками, нитрой, цапон-лаком, гуашью, фломастерами, электролитом из соплей девственницы. Естественно, в роли красящего инструмента в основном выступала кисть.
     Нетребовательных моделистов это устраивало, но со временем, с ростом навыков, опыта и мастерства, хотелось более качественного покрытия краской, чем просто размазывание ее по пластику.
     Тут я сделаю небольшое отступление. Дело в том, что и сейчас, встречаются моделисты, которые делают весьма неплохие модели, пользуясь только кистью (новичков я не беру в счет). Но встретить таких гуру столько же шансов, как выиграть в лотерею. Данная техника требует недюжинного опыта и мастерства, твердой руки, зоркого глаза и кучу халявного времени. И все же, она заметно отстает от метода нанесения краски распылением оной по поверхности. К справедливости замечу, что если нужно что-то подкрасить или подрисовать, то без кисти нам не обойтись, но в данном случае речь идет о нанесении краски по относительно большим поверхностям. Так что, естественный ход эволюции моделиста из мальчика но в мужа, логически привел к тому, что был необходим некий миниатюрный краскопульт, которого тогда естественно не было. Действительно, зачем нужен такой убердевайс, если страна занималась своим моделизмом, строя ракеты, танчики, кораблики и самолетики в масштабе 1:1.  А вот подлый загнивающий запад, естественно, уже имел подобные вундервафли, которые назывались airbrush (воздушная кисть, или аэрограф.) К примеру, немецкая компания, производящая аэрографы - Harder&Steenbeck, существует с 1923 года. Вполне логично, что подавляющему большинству идейно подкованным советским моделистам данное чудо было недоступным. Многие даже и не догадывались, что оные существуют в природе (как собственно, и ваш покорный слуга). Но homo soveticus был не убиваем, и назло проклятым буржуям на коленках смастерил чудо, называемое зубографом. Данная веха в моделизме была прорывом. Изобретение позволяло качественно по-иному подходить к окраске, давая 100 очков форы кисти.
     Принцип действия данного устройства понятен из следующих схем:
     Другой вариант, более продвинутый:
     Или так:
     Вкратце, суть заключалась в том, что необходимо было дуть через трубочку, а через другую трубочку, которая находилась в баночке с краской, подавалась автоматически краска и распылялась в потоке. Аппарат простой как автомат Калашникова. Причем собрать его мог любой школоло из подручного, не дефицитного ширпотреба, обладая стандартным гаражным набором инструментов (паяльником, изолентой, проволокой, плоскогубцами, ножом и т.д.) Вот красноречивые примеры:
     Вряд-ли это нормально работало, но каков ассортимент…
     Здесь уже есть элементы автоматизации в виде подвода воздуха от внешнего источника. В данном случае, из накаченной камеры от мяча. Не все же время дуть…
     Классический вариант зубографа. Даже и добавить нечего.
     Почти шедевр. Тоже классика.
     А это его промышленный аналог. Несмотря на то, что позиционируется как аэрограф начального уровня (чего не скажешь по цене), очень даже не плох, особенно если окрашиваешь поверхности большой площади.

     Но на этом его преимущества заканчивались, которых оказалось гораздо меньше чем недостатков.
     Во-первых, необходимо было постоянно дуть в трубочку с достаточно узким выходным отверстием, чтобы поддерживать достаточно интенсивный поток воздуха, необходимый для того, чтобы краска из баночки попала в струю и распылилась этаким туманом- аэрозолем. Тот, кто хочет понять насколько это весело, пусть возьмёт трубочку и подует в нее минут 10. Поэтому, головокружение и багровые рожи модельных гуру далеко не самый худший побочный эффект. У зубографистов со стажем нередки были такие профессиональные недуги как геморрой различных степеней, грыжи, эмфизема легких, разрывы капилляров от повышенного внутричерепного давления и облысение (шутка). Наверное, сейчас некоторые из этих моделистов работают на шиномонтаже, где на раз одним выдохом рвут на спор грелки и бескамерные покрышки.
     Какой талант пропадает. Интересно, сколько атмосфер выдает?

     Второй недостаток – нужно же было еще и красить, т.е. пока дуешь и стараешься не потерять глазные яблоки, необходимо водить данным высокотехнологическим инструментом как кистью, окрашивая поверхность, что как-бэ не просто.
     Третий недостаток – тот, кто работал с нитроэмалями, меня поймет (кстати, именно ими тогда, в основном и красили, об акрилах даже и речи не было) – это жуткая вонь, причем данное облако распыленной нитры находилось на расстоянии нескольких сантиметров от носа. Учитывая, что в те времена ацетон делался абсолютно натюрлих, без прекурсоров, то моделисты становились во время данного действа весьма загадочными парнями. Вот только отходняк от всего этого был почище, чем утром после деревенской свадьбы.
     Зато танчик покрасил…

     И да, ни в коем случае нельзя во время покраски думать о еде. Т.к. непроизвольно выделялась слюна, аки у собакена Павлова, и на многострадальный танчик или самолетик вместе с краской летели сопли отощавшего от ратных подвигов моделиста.
     Четвертый недостаток – ни о какой регулировке количества поступающей краски или воздуха не могло быть и речи. Устройство работало по принципу «или плююсь или не плююсь».
     Пятый, самый главный недостаток. Учитывая, что зубограф это далеко не прецизионно изготовленный, вручную подогнанный, откалиброванный высокотехнологичный инструмент, как например, современный аэрограф, а также, учитывая то, что давление поступающего воздуха было не постоянным и сравнительно небольшим, то ни о каком качественном распылении краски не могло быть и речи. Сейчас такую окраску называют засиранием, однако, по сравнению с кистью, это было качественным скачком вперед.
     Чтобы не быть голословным посмотрите видео о том, как производит свою продукцию немецкая компания Harder & Steenbeck.
     И все же. При наличии терпения, старания, и самое главное, желания можно было достаточно неплохо красить. В качестве примера – вот несколько фотографий. Для того времени, это были достаточно неплохие результаты. Да простят меня их авторы, т.к. пикчи я подрезал на тематичных ресурсах.
     Потребность в аэрографах испытывали не только моделисты, коих меньшинство. Очень нуждались в нем многочисленные художники, ретушеры, полиграфисты, и т.д. Наконец, советская промышленность созрела и породила продукт сумрачного гения в виде продукции завода ЭТОН г.Новолукомль Витебской области, БССР. Это было уже что-то. Данный аэрограф на сленге моделистов называли «Белорус», он же «Этон», он же «Блинкакэтимможнокрасить». Начал он выпускаться с 1979 года, но в широкой продаже начал появляться где-то с середины 80-х.
     Теперь, немного приятных воспоминаний. Впервые моделизмом вплотную я заинтересовался, будучи еще школотой, в классе 8-м. Нет, до этого конечно же клеил самолетики. Это всегда происходило по схеме купил-склеил чем-попало-налепил декали, и все. Ни о каком более-менее вдумчивом подходе, ни о какой окраске, даже не размышлял. Однажды, я был в гостях у одного дядьки, который серьёзно занимался моделизмом. У него первый раз в жизни увидел профессионально собранные и окрашенные модели, особенно меня поразил мессершмитт Bf-109. Все это было для меня настоящим откровеньем, посвящением в великую тайну. Именно тогда я заразился вирусом моделизма, и с нестойкими ремиссиями болею до сих пор.
     Начал клеить самолеты, окрашивая их при помощи кисточки и масляных красок. Первым был миг-3 в 72-м масштабе, и пошло-поехало. Но результат меня все-равно не устраивал, т.к. не хватало аэрографа. Для меня это было недостижимой мечтой вплоть до 1-го курса универа, когда я смог накопить деньги на белоруса. Тогда его вообще было купить проблемой. Выпускался он в малых количествах, моментально раскупался партиями, стоил на тот момент около 120 гривен (будучи студентом, я умудрялся жить на 3 гривны в день). Так что для меня это были сумасшедшие деньги. Один мой знакомый, в советские времена, умудрился скупить всю партию аэрографов в одном из киевских магазинов. Он тогда стоил что-то около 10 рублей, вроде. И по переписке, с собратьями по несчастью из ГДР и Чехословакии, менял их на забугорные модели. В-общем, крутились как могли.
     Выпускался аэрограф в двух комплектациях. В первой, наиболее распространенной, в комплекте к аэрографу шло только одно сменное сопло и два пластиковых бачка для краски.
     Во второй, топовой, бачок для краски был один, зато латунный. Прилагались уже два сменных сопла различных диаметров, плюс подставка для аэрографа.
     Мне достался первый вариант, который я купил в клубе моделистов на Арсенальной, что в Киеве. Очень запомнился тот день – один из лучших в моей жизни. Я не мог поверить, что у меня есть заветная коробочка с аэрографом. Через пару дней раздобыл компрессор от старого холодильника. Настал час испробовать покупку в деле, и тут я столкнулся с первым разочарованием. С ним невозможно было нормально работать. Работал он по двум принципам: «блин, а че он толком не красит», или «мля, вот это серануло, как теперь все это стереть». Также постоянно налипала краска на сопло, не зависимо от ее консистенции. Когда она там накапливалась в достаточном количестве, поток воздуха отрывал ее от сопла и далее, фатальной соплей летела на окрашиваемую поверхность, размазываясь по модели. Об эргономике девайса я уже молчу. Особенно доставляла пружина, по жесткости сравнимая с возвратной пружиной от калаша вкупе с миниатюрной педалькой подачи краски. После 5-ти минут работы с аэрографом, палец немел, рука затекала и начинала дрожать, ни о какой прецизионной окраске речи быть не могло. Нужно было быть чемпионом по армреслингу, чтобы достаточно продолжительное время пользовать устройство.  И да, аэрограф был одинарного действия, т.к. по-настоящему там регулировалась только подача краски. Подача воздуха была неизменной. Теоретически ее можно было регулировать соплом, изменяя факел распыла, но все это было очень условно.
     Как и все, производимое в СССР, аэрограф необходимо было дорабатывать. В деталях, можете прочитать в моей статье, или вот тут.
     Причем объем доработок был относительно небольшим. Обточить и отшлифовать иглу надлежащим образом, заодно сделать из проволоки педальку подачи краски в виде рычага. На все про все уходило пол дня. Однако аэрограф сразу преображался. Подача краски становилась мягче, комфортнее было держать рычажок, чем давить на педаль. Самое главное, факел распыла становился тоньше и более управляемым. Единственно что не удалось победить, так это частое налипание краски на сопло, но и с этим научились бороться, периодически промывая его спичкой с ваткой. При наличии желания, данный аэрограф, что бы сейчас на него не говорили, позволял решать подавляющее большинство задач, поставленных моделистами. Именно на нем было выращено не одно поколение моделистов, которым он дал путевку в жизнь. Большинство моих моделей также были окрашены именно им. Вот пример, что можно было делать с его помощью (художественная аэрография). 
     Да, с тех пор много прошло времени, появились более комфортные и удобные китайские и тайваньские аналоги двойного действия, не говоря про более именитых японских и немецких собратьях. Заниматься аэрографией стало не в пример легче и проще. Со временем я купил себе немецкие Harder & Steenbeck Evolution 2 in 1 и Infinity CRplus 0,15. Как наиболее часто употребляемые, использую продукцию фирмы «Миол» – китайскую копию японской Iwata. Тоже очень хорошие аэрографы, а старого работягу «Белоруса» не то отдал кому-то, не то выкинул. Не помню уже. Так вот, по истечению времени, меня начала посещать ностальгия именно по моему старому знакомцу, по тем приятным моментам, которые с ним были связаны. Кинулся искать новый – а не так все просто. Раритет уже… Завод ЭТОН больше их не выпускает. Чисто случайно, на одном из онлайн-маркетов, я встретил совершенно новый, не пользованный «Белорус» в топовом исполнении. Причем лот был выставлен всего минут 15 до того, как я наткнулся на него. Это судьба!!! Через полдня новенький «Белорус» был в моих руках, т.к. продавец оказался тоже из Киева. Повезло… Вот сейчас пишу статью, а он лежит рядом со мной, и я с удовольствием вспоминаю все модели, которые окрасил с его помощью. Спасибо ему за это!
     В заключение скажу, что пользоваться им пока не собираюсь, т.к. работаю уже с другими аэрографами, да и компрессор заточен не под него. Пусть лежит и напоминает о былых радостях…

Опубликовано 25.01.2015
© Nfiunes, 2015
 
 
Назад к содержимому | Назад к главному меню